Прочитал недавно в «Коммерсанте» интересный текст, решил перепостить:
«Зарабатывать можно на всех человеческих пороках, но, пожалуй, на тщеславии это делать наиболее весело и приятно. Создание финансовой пирамиды носит сомнительный морально-этический оттенок: сразу представляются обманутые вкладчики, обездоленные вдовы и сироты. Строительство же такой человеческой пирамиды, как социальная сеть, умственных затрат требует гораздо меньше, а никаких несчастных и обездоленных, "крайних" в этой очереди за счастьем нет. Виртуальный мир населяют преимущественно жизнелюбы, каждое утро заходящие в интернет, чтобы сообщить, что дела у них идут не так, как у большинства людей большую часть их жизни (то есть кое-как), а совершенно офигенно. Наверное, есть пользователи, которые закидывают социальную сеть в поисках общения с близкими по образу мыслей и способу их выражения людьми, которых им не хватает в непосредственном окружении. Но, думается, основная мотивация тут не тяга к общению, а наоборот, страх контактов с людьми, какими они являются в реальности, а не представляются в сети, прикрывшись овечьей шкурой никнейма и аватара. В фильме Дэвида Финчера "Социальная сеть" как раз показано, как идея социальной сети возникла из неумения коммуницировать, от обиды и страха быть социально неодобряемым, недостаточно высоко оцененным окружающими. Получивший в своем блоге специально отведенное место для ничем не ограничиваемого нарциссизма, юзер смотрится в свой сетевой дневник, как в зеркало: "Да как же социум может меня не одобрить? Я же такой классный, умный, веселый, склонный к остроумным наблюдениям за окружающей действительностью и способный на искренние эмоциональные проявления: каждая моя идущая из глубины души запись типа "Как же я люблю гречку!" или "Как же я ненавижу насморк!" немедленно получает отклик от десятков восхищенных юзеров, записаться ко мне в друзья"।
«Зарабатывать можно на всех человеческих пороках, но, пожалуй, на тщеславии это делать наиболее весело и приятно. Создание финансовой пирамиды носит сомнительный морально-этический оттенок: сразу представляются обманутые вкладчики, обездоленные вдовы и сироты. Строительство же такой человеческой пирамиды, как социальная сеть, умственных затрат требует гораздо меньше, а никаких несчастных и обездоленных, "крайних" в этой очереди за счастьем нет. Виртуальный мир населяют преимущественно жизнелюбы, каждое утро заходящие в интернет, чтобы сообщить, что дела у них идут не так, как у большинства людей большую часть их жизни (то есть кое-как), а совершенно офигенно. Наверное, есть пользователи, которые закидывают социальную сеть в поисках общения с близкими по образу мыслей и способу их выражения людьми, которых им не хватает в непосредственном окружении. Но, думается, основная мотивация тут не тяга к общению, а наоборот, страх контактов с людьми, какими они являются в реальности, а не представляются в сети, прикрывшись овечьей шкурой никнейма и аватара. В фильме Дэвида Финчера "Социальная сеть" как раз показано, как идея социальной сети возникла из неумения коммуницировать, от обиды и страха быть социально неодобряемым, недостаточно высоко оцененным окружающими. Получивший в своем блоге специально отведенное место для ничем не ограничиваемого нарциссизма, юзер смотрится в свой сетевой дневник, как в зеркало: "Да как же социум может меня не одобрить? Я же такой классный, умный, веселый, склонный к остроумным наблюдениям за окружающей действительностью и способный на искренние эмоциональные проявления: каждая моя идущая из глубины души запись типа "Как же я люблю гречку!" или "Как же я ненавижу насморк!" немедленно получает отклик от десятков восхищенных юзеров, записаться ко мне в друзья"।
Оригинал статьи на http://kommersant.ru./doc.aspx?DocsID=1521698
А.Синамати.
7 комментариев:
Александр, если Вы разместили здесь этот текст без своего комментария к нему, значит, разделяете мнения автора?
Ну, то, что у огромного количества людей существует страх перед контактами с себе подобными и с социумом - это безусловно, так. И интернет - это возможность создать свой мирок и жить в нем. С этим я абсолютно согласен.
То, что социальные сети существуют, как бы их не препарировали психологи, имеет место быть. Многие строят там свой бизнес. О чем мне писать, например, в Твиттере, кроме ссылки на очередную статью в блоге? Некоторые сообщают о том, что час провели с волейбольным мячом и теперь отправляются на встречу с партнером. Инфантилы распределяются, наверное, пропорционально в любой среде. Есть же определенный процент? Или автор (оригинала!)пропустил тему через себя? Не знаю, по-моему, как-то все однобоко.
Я не знаю, зачем людям социальные сети, может, действительно, для кого-то, не для всех,способ фиктивной коммуникации. У меня нет аккаунтов ни в одной из соц. сетей.
Но вот насчет фильма не соглашусь. Цукерберг создал фейсбук просто потому что он - ХУДОЖНИК. И он понимал, и хотел, все сделать КРУТО. Вот это - сделать круто, есть самый главный двигатель для него.
Весь драйв в диалогах передан, что, в свою очередь, невероятно круто :) Не действием, а диалогами передать драйв, без которого невозможно творить.И делать бизнес, кстати, тоже.
Если говорить о боязни реального общения, то почему же только социальные сети? Множество чатов, блогов, форумов, на мой взгляд было бы здесь более уместно упомянуть. Ведь в соцсетях как правило человек выступает под своим настоящим именем, с настоящим фото, общается со своими настоящими знакомыми... Я с удовольствием общаюсь с помощью одной соцсети со своими родственниками из другого города, могу следить новостями в их жизни, смотреть фото, слушать понравившуюся им музыку и т.д. И это какое-никакое общение, это не передать по телефону или даже скайпу.
Кроме того, мне кажется, что соцсети избавляют просторы интернета от множества бессмысленных персональных сайтов.
Не стоит также забывать о людях с ограниченными возможностями. Для кого-то из них социальные сети - это способ "повидать" мир, найти друзей и, может быть, в какой-то мере решить свои проблемы.
Александр заострил внимание на той стороне соцсетей, о которой обычно мало говорят, и сделал таким образом общую картину более объёмной и объективной.
Конечно, у каждого человека есть свои причины присутствия в соцсетях (или отсутствия). Только это обычно не одна или пусть несколько причин, а вектор, равнодействующая разных осознанных и неосознанных мотиваций. В том числе и те, о которых писал Александр.
Отправить комментарий