суббота, 23 октября 2010 г.

Социальные сети - способ фиктивной коммуникации, или игрушка для инфантилов, убегающих от реальности

Прочитал недавно в «Коммерсанте» интересный текст, решил перепостить:

«Зарабатывать можно на всех человеческих пороках, но, пожалуй, на тщеславии это делать наиболее весело и приятно. Создание финансовой пирамиды носит сомнительный морально-этический оттенок: сразу представляются обманутые вкладчики, обездоленные вдовы и сироты. Строительство же такой человеческой пирамиды, как социальная сеть, умственных затрат требует гораздо меньше, а никаких несчастных и обездоленных, "крайних" в этой очереди за счастьем нет. Виртуальный мир населяют преимущественно жизнелюбы, каждое утро заходящие в интернет, чтобы сообщить, что дела у них идут не так, как у большинства людей большую часть их жизни (то есть кое-как), а совершенно офигенно. Наверное, есть пользователи, которые закидывают социальную сеть в поисках общения с близкими по образу мыслей и способу их выражения людьми, которых им не хватает в непосредственном окружении. Но, думается, основная мотивация тут не тяга к общению, а наоборот, страх контактов с людьми, какими они являются в реальности, а не представляются в сети, прикрывшись овечьей шкурой никнейма и аватара. В фильме Дэвида Финчера "Социальная сеть" как раз показано, как идея социальной сети возникла из неумения коммуницировать, от обиды и страха быть социально неодобряемым, недостаточно высоко оцененным окружающими. Получивший в своем блоге специально отведенное место для ничем не ограничиваемого нарциссизма, юзер смотрится в свой сетевой дневник, как в зеркало: "Да как же социум может меня не одобрить? Я же такой классный, умный, веселый, склонный к остроумным наблюдениям за окружающей действительностью и способный на искренние эмоциональные проявления: каждая моя идущая из глубины души запись типа "Как же я люблю гречку!" или "Как же я ненавижу насморк!" немедленно получает отклик от десятков восхищенных юзеров, записаться ко мне в друзья"।
Оригинал статьи на http://kommersant.ru./doc.aspx?DocsID=1521698
А.Синамати.

7 комментариев:

Сетевой маркетинг: территория МЛМ в интернете комментирует...

Александр, если Вы разместили здесь этот текст без своего комментария к нему, значит, разделяете мнения автора?

Александр Синамати комментирует...

Ну, то, что у огромного количества людей существует страх перед контактами с себе подобными и с социумом - это безусловно, так. И интернет - это возможность создать свой мирок и жить в нем. С этим я абсолютно согласен.

Unknown комментирует...

То, что социальные сети существуют, как бы их не препарировали психологи, имеет место быть. Многие строят там свой бизнес. О чем мне писать, например, в Твиттере, кроме ссылки на очередную статью в блоге? Некоторые сообщают о том, что час провели с волейбольным мячом и теперь отправляются на встречу с партнером. Инфантилы распределяются, наверное, пропорционально в любой среде. Есть же определенный процент? Или автор (оригинала!)пропустил тему через себя? Не знаю, по-моему, как-то все однобоко.

Елена Шемарова комментирует...

Я не знаю, зачем людям социальные сети, может, действительно, для кого-то, не для всех,способ фиктивной коммуникации. У меня нет аккаунтов ни в одной из соц. сетей.
Но вот насчет фильма не соглашусь. Цукерберг создал фейсбук просто потому что он - ХУДОЖНИК. И он понимал, и хотел, все сделать КРУТО. Вот это - сделать круто, есть самый главный двигатель для него.
Весь драйв в диалогах передан, что, в свою очередь, невероятно круто :) Не действием, а диалогами передать драйв, без которого невозможно творить.И делать бизнес, кстати, тоже.

Светлана комментирует...

Если говорить о боязни реального общения, то почему же только социальные сети? Множество чатов, блогов, форумов, на мой взгляд было бы здесь более уместно упомянуть. Ведь в соцсетях как правило человек выступает под своим настоящим именем, с настоящим фото, общается со своими настоящими знакомыми... Я с удовольствием общаюсь с помощью одной соцсети со своими родственниками из другого города, могу следить новостями в их жизни, смотреть фото, слушать понравившуюся им музыку и т.д. И это какое-никакое общение, это не передать по телефону или даже скайпу.
Кроме того, мне кажется, что соцсети избавляют просторы интернета от множества бессмысленных персональных сайтов.

Лариса Пашкова комментирует...

Не стоит также забывать о людях с ограниченными возможностями. Для кого-то из них социальные сети - это способ "повидать" мир, найти друзей и, может быть, в какой-то мере решить свои проблемы.

Евгений Илясов комментирует...

Александр заострил внимание на той стороне соцсетей, о которой обычно мало говорят, и сделал таким образом общую картину более объёмной и объективной.
Конечно, у каждого человека есть свои причины присутствия в соцсетях (или отсутствия). Только это обычно не одна или пусть несколько причин, а вектор, равнодействующая разных осознанных и неосознанных мотиваций. В том числе и те, о которых писал Александр.