пятница, 22 мая 2009 г.

Не всем семинары одинаково полезны

На одном из недавних занятий спецкурса «Путь Лидера» участники поделились своими впечатлениями от семинара известного спикера, который они посетили по настоятельной рекомендации своего верхнего спонсора. Мнения были противоположными – половина группы была в совершеннейшем восторге, и взахлеб пересказывала наиболее запомнившиеся им эпизоды выступления. Другие участники хмурились и жалели о выброшенных на ветер немалых деньгах за билет – никакой мотивации они не получили, даже наоборот – резво бегающий по сцене живчик-ведущий своими «двумя притопами и тремя прихлопами» демотивировал их, потому что кроме фонтана эмоций и банальных истин они ничего дельного не увидели и не услышали. И эти две половины «нападали» друг на друга, убеждая в своей точке зрения и призывая меня выступить в роли третейского судьи.

С таким полярным восприятием я сталкиваюсь не в первый раз, и мнение мое таково: я считаю, что любые обучающее-мотивационные мероприятия полезны, однако, спонсор должен очень тщательно подходить к вопросу – кому из своих консультантов какое мероприятие рекомендовать к посещению. Известно ведь, что «то, что русскому здорово, то немцу смерть». В переносном смысле, конечноJ)).

Есть мероприятия, предполагающие воздействие преимущественно на эмоциональную сферу учащихся. В этом случае экспансивный ведущий (спикер, лектор) сопровождает свое выступление громкой музыкой, время от времени поднимает слушателей с мест и заставляет их совершать коллективные действии: кричать хором, хлопать в ладоши и проч. Иными словами, ведущий выполняет роль шамана, задача которого – изгнать злых духов и привлечь добрых. И такая атмосфера действительно необходима многим людям, которые с удовольствием подчиняются ведущему и участвуют в предложенных действиях – прыгают, хлопают, громко кричат, и в результате получают толчок к неким изменениям, который бы не произошел у них в более спокойной обстановке.

В атмосфере эмоционального подъема до сознания слушателей доходят те самые мысли, которые они многократно слышали от своих спонсоров на структурных школах, читали в книжках, но как-то проходили «мимо». А в моменты душевного подъема восприятие обостряется, и участники в восторге записывают в свой блокнот какое-нибудь «откровение», типа «Дорогу осилит идущий», и жирно обводят ее несколько раз фломастером.

Кроме того, атмосфера всеобщего единения, которую удается создать опытному спикеру, создает у слушателей ощущение, что они являются частью чего-то большого и светлого – компании, индустрии, вселенной, - и это ощущение причастности, безусловно, мотивирует на дальнейшие действия. Такие мероприятия приятны консультантам, которые по типу темперамента близки к ведущему – такие же заводные «энерджайзеры», весельчаки и оптимисты по жизни – они чувствуют себя в такой атмосфере как рыбы в воде. Кроме того, на таких семинарах полезно бывать людям с низким уровнем собственной энергетики – они «заряжаются» как «подсевшие» аккумуляторы от электрической розетки.

Однако спонсору стоит помнить, что мотивация эта не бывает долговременной. Если продолжить аналогию, то можно сказать, что если в автомобиле аккумулятор не подключен к генератору, то через некоторое время он снова «сдохнет», и его опять нужно будет вынимать из машины и тащить в помещение на подзарядку. Что, собственно говоря, и происходит с большинством консультантов, не имеющих внутренней мотивации. Поэтому спонсору необходимо заботиться о том, чтобы регулярно подключать их к внешнему генератору, не давая разрядиться окончательно.

Если же на таком мероприятии присутствуют люди, которые равнодушны к внешним эффектам, то они будут разочарованы. Излишняя эмоциональность спикеров и повышенный уровень децибелов в зале вызывает у них отторжение, и не чувство единения, а наоборот – чувство одиночества и непонимания – что они здесь делают в окружении этих резвящихся весельчаков? Таким консультантам стоит рекомендовать посещение мероприятий другого типа, на которых мотивация осуществляется через «мозги». На таких семинарах ведущий придерживается академического стиля изложения материала, избегает внешних шумовых эффектов, слушатели не прыгают с мест и не кричат, однако при этом возбуждены до предела – их возбуждает информация и те новые возможности, которые за ней скрываются.
Стоит ли говорить, что завсегдатай шумно-эмоциональных мероприятий почувствует на таких семинарах скуку и разочарование.

Поэтому, каждому - свое. У меня есть знакомый лидер, который регулярно водит своих новичков-консультантов на шумные мотивационные марафоны, которые обожает проводить харизматичный президент их компании – с песнями, плясками, гимнами, заклинаниями, прыганьем через костер, киданием в зал лидеров и прочими эффектными приемами. Что интересно – в начале мероприятия этот лидер заводит своих консультантов в зал, рассаживает их по местам, а через 10 минут после начала у него звеонит телефон, он с извинениями выходит из зала, и обратно не возвращается, коротая оставшееся время в буфете.

Причины такого поведения он мне объяснил тем, что на вегетативном уровне не переносит камланий своего президента и громкой музыки, его от всего этого начинает тошнить и кружится голова. Зато его консультанты выскакивают из зала с горящими глазами и бегут на склад закупать продукцию и выполнять объемы. - Но я не всех своих консультантов сюда вожу, - уточнил он, - есть у меня в структуре люди, которым я о таких мероприятиях даже не сообщаю, пусть лучше какую-нибудь умную книжку почитают. - Как говорится, его пример – другим наукаJ)).

О передозе информации

Еще с одним побочным эффектом обучения я время от времени сталкиваюсь. Один из участников спецкурса пожаловался на, как он выразился, «передоз информации». Он пришел в компанию недавно – три месяца назад, и стал вгрызаться в новое для него дело с основательностью и добросовестностью, с которой он делает все в своей жизни. Накупил кучу книг, видео и аудиокассет, часами сидит в интернете, изучая сайты и блоги сетевиков. Результат неожиданный – снижение мотивации к действию. Почему? Потому что получил слишком большое количество вариантов действий, многие из которых противоречат друг другу. Шведский стол, как известно, не всем и не всегда полезен, и во многих случаях его лучше заменить на консервативное меню – «первое», второе» и десерт. И составлением этого меню должен заниматься спонсор: порекомендовать новичку программу чтения и обучения, чтобы информация поступала постепенно, хорошо усваивалась, и не вызывала «несварения» мозговJ))).

7 комментариев:

Денис комментирует...

Александр, насчёт "передоза информацией". Если спонсор хороший - он будет фильтровать эту информацию и ли помогать её дозировать, но ведь есть спонсоры, которые бросают дистрибьютеров на произвол судьбы. Тогда как быть? В Интернете мнения, действительно, противоречивые на одну и ту же тему. Мне кажется, что в данном случае "свои мозги не надо сдавать в камеру хранения"...

Денис комментирует...

Пост, заставляющий задуматься. Это понятно, что за "передозом информацией" должен следить спонсор, а если этот спонсор не следит, что подавать к завтраку, обеду или ужину? А если он вообще не подаёт ничего? В Интернете много противоположных взглядов на одни и те же вещи. По-моему, здесь нужно просто "не сдавать мозги в камеру хранения"...

Александр Синамати комментирует...

Насчет "мозгов на хранение" - я согласен, их сдавать никогда не нужно и никому:))) Проблема в том, что многие консультанты попадают в сетевой бизнес в "бессознательном состоянии":)))

Соков Сергей комментирует...

Денис, частенько бывает так, что спонсор учится одновременно с спонсируемым. И тогда новичку приходится торить свою тропу. И даже при условии "включённых" мозгов можно объесться информацией, особенно если начинать с буржуйского опыта сетевого маркетинга.:-)

azovhorizon комментирует...

Спасибо за Ваши мнения - мне они были важны. Насчёт буржуйского опыта общения - насколько я понимаю, интерсетевой маркетинг пришёл именно из буржуйского интернета, судя по выступлениям Д. Смакотина, "отца-основателя" итерсетевого в России.

Татьяна Соколова комментирует...

"Что интересно – в начале мероприятия этот лидер заводит своих консультантов в зал, рассаживает их по местам, а через 10 минут после начала у него звеонит телефон, он с извинениями выходит из зала, и обратно не возвращается, коротая оставшееся время в буфете".

Очень смеялась, спасибо, Александр! :)))
История, достойная воспроизведения - и в прямом, и в переносном смысле слова!

Хохлов Денис комментирует...

Денис, понятие "передоз информации" для каждого сугубо индивидуален, для меня например вполне доступен тот объём информации который подаётся, если же он превышает мои возможности, то придётся пройти эту тему несколько раз, и восприятие подаваемой информации увеличится.
и ощущение покинутости уйдёт, точно также как и возрастёт способность воспринимать подаваемую информацию на лету. и ваши мозги будут при вас , а не в камере хранения.